Вадим (makarov_vadim) wrote,
Вадим
makarov_vadim

Categories:

Отчет о поездке в Среднюю Азию

IMG_1912

Идея проехаться по Памирскому тракту на авто возникла еще во время первой поездки в Таджикистан http://makarov-vadim.livejournal.com/147354.html, однако по разным причинам осуществилась только этим летом. Здесь я попробую описать основные моменты поездки, что может пригодиться желающим совершить аналогичный автопробег, в том числе и в смысле принятия решения ехать-не ехать.

Ряд граждан, из числа знакомых, услышав, что я уезжаю в отпуск на Памир задавали вопрос: «А море там есть?» Это были люди, рожденные после 1980 года и имеющие юридическое образование. Спешиал фор... сообщаю: моря на Памире нет. Ващще совсем нет.

Итак, маршрут был примерно такой.

Новый точечный рисунок

В качестве средства передвижения использовался Jeep Cherokee на обычной резине.

Несколько банальных советов. Лихие водители обклеенных этикетками джипов и прочие профессиональные путешественники могут их пропустить, но обычным людям не грех и послушать.

Что пригодится.

Помимо не обсуждающихся троса, насоса, ремкомплекта от проколов, в подобной поездке рекомендовал бы иметь обязательно пару канистр, две запаски на дисках, запасную камеру и монтировки. Наличие всего этого зело увеличивает время на получение положительных впечатлений и уменьшает время дорожного геморроя. Мы если чё, порвали три колеса пока ехали. Два в Казахстане, одно а Памире.

Не лишне, по крайней мере, при движении по Казахстану, иметь при себе набор купюр 500-1000 рублей для конструктивного общения с местными гаишниками, которые по сравнению с нашими гайцами – суть волки алчные и радар-детектор.

Из амуниции хорошо зарекомендовали себя обычные пластмассовые сланцы, купленные лет семь назад на анапском рынке и синтетические пляжные шорты.

Что не пригодилось. Вообще не пригодились взятые палатка, спальники и карематы.

Если быть точным, то по дороге «туда» маршрут от Саратова до Уральска пролегал через райцентры Ершов и Озинки. Эта дорога короче, хотя качество дорожного полотна местами отвратительное. Впрочем, саратовская область славится уе*ищным качеством дорог и уступает, по моему мнению, только городу-герою Волгограду. Это компенсируется довольно безлюдным погранпереходом «Озинки», который пролетается не в пример быстрее, чем переход «Маштаково», который мы пересекали на обратном пути.

Казахстан (Уральск-Актобе-Аральск-Байконур-Кызылорда-Туркестан-Шымкент)

Дорога по Казахстану заняла два дня. Вопреки ожиданиям, граница с этим членом Таможенного союза совсем не похожа на то, что я видел, въезжая в Белоруссию. То есть, граница, как таковая, есть. С печатями в загранпаспорт, досмотром машины и объяснением цели визита. На российской стороне все формальности заняли минут 10, на казахской пришлось постоять в очереди и заполнить миграционную карту. Обще время пересечения границы около 1.5 часа. Сразу за погранпунктом будка торгующая автостраховками. На двух водителей вышло что-то около 600 рублей на две недели. Возможно, чуть дальше это стоило бы дешевле. От границы до Уральска дорога тоже была не очень. Славный советский город Уральск, по-казахски именуется довольно пошло – Орал. Сам же по себе городок вполне приличный. За Уральском дорога значительно улучшается и, в целом, не меняется до Байконура. За бортом все 2000 км. примерно вот такие виды.

IMG_2265

Чем дальше на юг, тем все меньше и меньше зелени, а перед Байконуром вообще начинается почти что пустыня, с бредущими куда-то верблюдами. Ночью дорогу перебегают тушканчики, ушастые ежики и еще какая-то неопознанная живность. Пару раз уворачивались от выползавших на асфальт черепашек. Между Актобе (Актюбинском) и до Байконура почти нет заправок, поэтому очень правильно сделали, что разлили 40 литров солярии по канистрам. Кстати о солярке… В Казахстане она на протяжении всего пути стоит 115 тенге – около 22.5 рублей за литр.

Байконур.

IMG_1249

Байконур – это не только космодром, но и город где живут люди, работающие на космодроме. Раньше он назывался Ленинск.

IMG_1255
Вообще-то туда абы кого не пускают. Город является режимным объектом с КПП на всех въездах. Внутри периметра ходит российская валюта, машины с российскими номерами, работает российский суд, прокуратура и полиция. Этакий российский оазис внутри Казахстана. Моим попутчиком был товарищ с достаточно крутой российской красной коркой, которую камуфляжный человек на КПП прохавал за основание для проезда. Сам город представляет собой довольно унылое зрелище. Этакий разросшийся военный городок, в благоустройство которого давно не вкладывали денег. Подавляющее число лиц на улицах города – монголоидные, что свидетельствует о постепенном замещении специалистов от космоса   населением соседних поселков.

IMG_1250

IMG_1252

IMG_1253

Еще более уныло выглядит пейзаж за периметром города.

IMG_1257

IMG_1264

ИМХО. С открытием космодрома Восточный славная история Байконура будет стремительно двигаться к закату. Это очень печально, но неизбежно.

После Байконура до Кызылорды дорога фактически кончилась и началась задница. Дело в том, что в Казахстане развернуто нехилое дорожное строительство. Но делают они это с особой  азиатской жестокостью по отношению к ни в чем не повинным гражданам. Если в России при ремонте дорог, сначала делают какой-никакой объезд, который либо выкладывают плитами, либо асфальтируют, то в Казахе такой фигней не заморачиваются совсем. На трассу высыпается пара камазов щебенки, втыкается табличка «объезд» со стрелочкой на обочину и… все. Все желающие проехать пиз*уют по раздолбанной грунтовке со скоростью 10-20км/ч. Учитывая, что дорожное строительство затеяно действительно масштабное, ехать так нам пришлось километров 150-200. Периодически из-за пыли поднятой впереди идущими фурами видимость сокращалась до 3-5 метров.

После Кызылорды проезжали городок Туркестан. Сей город знаменит тем, что имеет весьма серьезные исторические памятники, главный из которых мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. С объездной дороги его достаточно хорошо видно.

В город мы собирались заехать на обратном пути, но после нескольких вздрючек от казахских гайцов, посчитали, что впечатлений нам уже хватает. И совершили ошибку. Как выяснилось, смотреть там было чего.

О гаишниках.

В северном Казахстане нам как-то повезло с местными ментами, нас особо не тормозили и не докапывались. Однако, начиная с Аральска нас начали доставать. Тормозили на каждом посту, копались в вещах, докапывались до документов. В итоге под Шымкентом, когда мы меняли первое лопнувшее колесо, местные менты забрали документы, до*бавшись до отсутствия техосмотра. Опять вмешался товарищ с красной российской коркой. Он попросил ментов отъ*баться, пообещав прислать в местный отдел ГАИ благодарственное письмо из N-ского суда о том, что доблестные казахские гайцы оказали ему неоценимую помощь во время проезда по Казахстану. После долгого ломания и явного ожидания бакшиша, перерыв все вещи в машине, гайцы повелись на эту разводку и вернули нам документы, записав данные для благодарственного письма на листочке.

Не знаю, отправил ли товарищ обещанную телегу, но со своей стороны я выражаю признательность младшему сержанту ДВД ЮКО АП ОБ Канатову Али Оразгельдиевичу за то, что он сумел перебороть себя и не стряс-таки с нас бабло. Хотя очень хотел. Ты маладец Разгельдиевич, млять!

Границу с Узбекистаном пересекали на погранпереходе Яллома. Зевающий казахский пограничник (ибо было пол-одинадцатого вечера) посмотрев на паспорт и свидетельство о регистрации ТС сообщил, что без въездной таможенной декларации на машину он не пропустит и все рассказы о таможенном союзе и отсутствии необходимости ее оформлять для граждан ТС его не ипут. Как вариант страж границы предложил дождаться утра и обжаловать его действия местному начальству. В итоге, после часа препирательств 400 рублей, точнее некоторая сумма казахских тенге по курсу, открыли ворота на таможенный пост. Бабло отдавалось какой-то синей личности армянской национальности, этакому таможенному брокеру на подхвате. Эстафету принял чувак в форме таможенника, который, порывшись в вещах, в багажнике и под капотом, примерно, два часа убеждал меня, что машина моя, скорее всего, краденная, номера VIN не читаются, а печати погранслужбы Таджикистана в моем загранпаспорте свидетельствуют о моей злокозненности. Короче… местный Верещагин тоже явно хотел денег, и выполнял полетную карту по их получению. Не знаю сколько бы продолжался этот *удеж, но тут меня подперли еще две машины с узбекскими номерами и Верещагин переключился на них, потеряв ко мне коммерческий интерес.

Забегая вперед, желаю сказать, что по результатам поездки самое хреновое отношение к нам россиянам мы испытали именно от казахских братушек по Таможенному союзу. На обратном пути, при пересечении киргизско-казахской границы казахи довольно долго мурыжили на таможне, ковырялись под днищем машины, загнав на яму, простукивали обшивку, пороги и докапываясь откуда и зачем приехали. Но самая жесть началась на трассе, между границей и Кызылордой. Нас тормозил каждый первый гаишный экипаж. Если по дороге «туда» мы умудрились проскочить без штрафов, то на обратном пути нас несколько раз довольно серьезно расчехлили. В Казахстане штрафы за нарушение ПДД весьма жесткие. За ремень, не включенный ближний свет, выход из машины без разрешения гаишника, скорость в населенном пункте и т.п. гайцы озвучивали какие-то жуткие суммы. Товарищ, который лет 15 уже не ездил на авто без красной ксивы, был просто задрочен в течение 4-6 часов до состояния идеально законопослушного водителя. Наши ДПСники-кубаноиды – это дети, против их казахских коллег. Ситуацию усугубляло то, что знаки на казахских дорогах расставляются опять же с какой-то азиатской вероломностью. Например, стоят последовательно знаки «ремонт дороги», «90», «50», «30». При этом, дорога идеально отремонтирована до состояния автомагистрали. Далее на протяжении 50-70 км. вообще никаких отменяющих знаков и вообще знаков, а затем опять «90», «50», «30». И так повторяется много-много раз. Этим пользуются менты, численность которых в окрестностях Шымкента превышала все мыслимые ПДК. Российские номера действовали на них как команда «фас». Единственное, что спасало – восточная тяга к торгу. Впрочем, по отзывам местных жителей, своих казахские гайцы плющат тоже не слабо. Сие заметно отражается на поведении водителей на дорогах. Подавляющее число казахских водителей соблюдают ПДД, в том числе и абсолютно идиотские ограничения скорости, описанные выше.

Подъехав к узбекскому КПП мы увидели, что перед нами стоят только три машины, в связи с чем наивно предположили, что скоро будем в Ташкенте. Мы ошиблись. Эти три машины трясли почти до утра. За этой процедурой мы наблюдали из дезинфекционной ямы перед воротами на узбекский погранпост. Часа три наблюдали, пока нас не впустили. К чести узбекских товарищей, денег, когда очередь, наконец-то дошла до нас, никто не вымогал. Около 6 утра, получив въездную таможенную декларацию и купив местную страховку мы двинулись в сторону Ташкента.

Продолжение будет.

Tags: Иссык-Куль, Казахстан, Киргизия, Памир, Таджикистан, Узбекистан, путешествия, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments