Previous Entry Share Next Entry
makarov_vadim

Отчет о поездке в Среднюю Азию (2)

Начало здесь http://makarov-vadim.livejournal.com/315207.html


IMG_1286

В Узбекистане мы задерживаться особо не планировали. Однако, в связи с тем, что в Казахстане мы порвали в хлам заднее колесо и поставили запаску, нам было нужно купить еще одну покрышку. На таможне нам посоветовали заехать на авторынок Сергели, где типа «все можно купить». Туда мы сразу и приехали.

И обломались. Нашего размера тупо не было на всем рынке. Дело в том, что растаможка иномарок в Узбекистане составляет 100% от стоимости, в связи с чем, народ ездит исключительно на машинах местного производства (Шевроле местной сборки и, естественно УзДЭУ). Наш размер узбекский автопром не поддерживал, в связи с чем на рынке представлен не был.

В итоге, с горем пополам была найдена бэушная покрышка почти искомого размера, с проступающим кордом, которая была поставлена на диск вместо запаски. В этом нам помог Дима, единственный русский узбекистанец на всем рынке. Помимо этого, он помог нам поменять валюту по нормальному курсу и подсказал дешевую гостиницу недалеко от этого авторынка.

Номер в гостинице обошелся по 25000 сумов с носа. На протяжении всей поездки мы сознательно пренебрегали комфортом, выбирая самые дешевые ночлежки. В данной гостинице был общий сортир и душ, а в комнате стояли только две койки и вентилятор. Гостиница называется ААА, как батарейка и находится, примерно, в километре от Сергели по главной дороге.

Чуть-чуть очухавшись после двухдневного перегона по Казахстану, во время которого мы практически нормально не спали, поймали таксиста и поехали смотреть центр города. Пошарились по площади Хаст-Имам, зашли на рынок Чорсу и поняли, что Ташкент нас особо не заинтересовал.

IMG_1291

IMG_1295

IMG_1299

IMG_1307

После землетрясения в 1966 году, Ташкент отстраивали почти заново, так что интересующих нас древностей там маловато.

Несколько моментов, которые, как мне кажется, необходимо знать приезжая в Узбекистан:

- официальный курс местного сума зело отличается от чернорыночного в худшую сторону, в связи с чем менять его в официальных обменниках нецелесообразно. Поменять валюту по более выгодному неофициальному курсу не проблема, достаточно зайти на какой-нибудь рынок и обратиться к местным.

- если у вас с собой есть банковская карточка, то, скорее всего, в Узбекистане она вам не пригодится, ибо банкоматов здесь практически нет. Один лист американской резаной (100 $) меняется на пачку бабла толщиной сантиметра три. Ни один банкомат при этих условиях не вместит адекватное количество сумов.

- солярку в Узбекистане хрен найдешь. Еще дома я читал отчеты о поездке через Узбекистан, в которых указывалось что особых проблем с дизтопливом в республике нет. Хз. Лично я ни на одной заправке наличия ДТ не увидел. По отзывам местных солярку продают зело задорого, привозя ее к заказчику (это в основном эксплуататоры строительной техники) на заправщике. В качестве топлива узбекский народ, вообще, предпочитает газ. Все эти проблемы были нами предвосхищены еще до въезда в страну, поэтому в багажнике у нас плескалось около 40 литров казахской солярки по 115 тенге. Ее нам хватило до самого Душанбе.

IMG_1330

IMG_1336

На следующий день выехали из Ташкента в сторону погранперехода Ойбек-Фатехобод, что находится южнее Ташкента. Были один раз остановлены узбекскими гайцами и отпущены после проверки документов. Радар-детектор мы предусмотрительно сняли с лобовухи, ибо сей девайс в Узбекистане вне закона.

Таможню прошли сравнительно быстро. Если бы не часовая пересменка, то прошли бы еще быстрее. К нам особо не докапывались даже из-за разницы в декларациях по вывозимой валюте, что вообще-то является косяком по узбекским меркам. На таджикской стороне все было еще проще, хотя некоторые нюансы присутствовали. Перед нами на пост въехали два пацана, русский и таджик, на девятке с российскими номерами. Они приехали в Таджикистан на месяц в отпуск и собирались выезжать тем же путем. Их заставили сдать номера и получить транзиты. Нас такой вариант не устраивал, что мы и объяснили мужикам на таможне. Если я все хорошо помню, нам оформили въездную таможенную декларацию на машину, которую потом никто ни разу не спросил.

IMG_1348

Вот хер знает почему, но в Таджикистане, тот некоторый напряг, который мы испытывали по дороге через Казахстан и Узбекистан, абсолютно прошел. Такое ощущение, как будто в Россию попали. До Худжанда от границы идет вполне сносная асфальтовая дорога. От Худжанда начинается платник (от 2 до 20 сомони за участок), который идет до Душанбе. Там дорога вообще хорошая. Солярка есть везде, чуть дороже чем в России, но совсем не на много.

В Худжанд заехали на пару-тройку часов, в основном чтобы поменять деньги и поесть. Раньше я здесь уже был, пару лет назад, так что большого желания повторять пройденное не было. Исмаил Сомони все так же занимал постамент дедушки Ленина, крепость стояла на месте, Сыр-Дарья текла в ту же сторону.

IMG_1365
IMG_1360
IMG_1357
IMG_1358

Перекусив, выдвигаемся в сторону Душанбе.


IMG_1371
IMG_1375

IMG_1393

Постепенно начинаются горы.

IMG_1399

Раньше через Зарафшан проезд был только через перевал Шахристан, который зимой был закрыт. Это создавало серьезные трудности для страны, поскольку это единственная дорога связывающая Согдийскую область с остальным Таджикистаном. С постройкой туннелей проблема почти решена. Дорога проходит через два серьезных тоннеля. Один из них строили китайцы, второй иранцы. Китайский тоннель очень даже не плох. Тот, который строили иранцы уперся при прокладке в подземную реку, в связи с чем его стало затапливать и размывать. Как следствие, тоннель представляет собой мрачное и сырое подземелье, почти без света, с убитой дорогой. Воду отводят по второй нитке нитке тоннеля.

IMG_1402

IMG_1434
IMG_1428
IMG_1417
IMG_1409

IMG_1438

IMG_1442

IMG_1453
Минарет одной из древнейших мечетей Таджикистана

IMG_1463

IMG_1465

Больше всего дорога через Заравшан мне напомнила Военно-грузинскую дорогу от Верхнего Ларса до Тбилиси. Местами прям очень-очень похоже. Ехали по ней долго, ибо постоянно останавливались для фотографирования. Ну ОЧЕНЬ красиво, сцуко. Перед Душанбе дорога проходит по Варзобскому ущелью – одному из популярных мест отдыха местного населения. Сие место изобилует гостиницами, домами отдыха и коттеджами состоятельных таджикских граждан, местами очень даже статусными. Поскольку стемнело, мы нашли гостиницу подешевле и заночевали на берегу Варзоба. Номер стоил 150 сомони. Прямо на берегу реки во дворе гостиницы были расставлены традиционные приподнятые на ножках платформы, где можно есть полулежа на подушках. Под шум горной речки мы налупились вином «Жемчужина Таджикистана», закусывая разными видами шашлыка, общаясь с администратором гостиницы и местным поваром.

Утром поехали в сторону Душанбе, но решили, что сначала заедем в Гиссар. Он находится в 20 км. от Душанбе к западу и знаменит своей древней крепостью, а точнее воротами, которые от нее остались.

IMG_1486

IMG_1488

IMG_1505
IMG_1481
IMG_1480

Помимо вышеуказанных ворот в Гиссаре или Хисоре, как говорият таджики, имеется ряд исторических построек (мечети и медресе). В одном из них, расположенном напротив ворот организован музей. Мы были его единственными посетителями.

IMG_1497
IMG_1498

Экспонаты подобного типа, плюс значительное количество старых хлопковых халатов и тому подобного барахла. Самым интересным в музее был экскурсовод, благодаря которому мы чуть-чуть узнали о прошлом Гиссара.

С близкого расстояния знаменитые Гиссарские ворота уже не кажутся ахти какой древностью. Хорошо видны следы глубокой реставрации, причем, сделанной прямо-таки через задницу, с использованием далеко не исторических приемов строительства и современных материалов. Крепостная стена по обоим сторонам ворот - вообще лубок, сварганенный из современного кирпича, керамогранита и  армированного бетона. Короче... это все что угодно, но только не реставрация. За воротами ударными темпами возводится некая "улица мастеров", где будут размещены ремесленные мастерские по изготовлению всяческих сувениров.

IMG_1503

Как я понял из объяснений гида, в Гиссаре планируется открыть полноценный туристический центр, который будет зарабатывать на всем этом бабло, для чего и ведутся все эти работы. Попрет ли турист смотреть явный новодел еще тот вопрос.

Три года назад я был в Душанбе зимой и он мне как-то не приглянулся. Летом, как оказалось, совсем другое дело. В отличие от Ташкента, где как-то мало зелени, в центре Душанбе зелено очень. На улицах растут здоровенные платаны, кроны которых местами смыкаются над дорожками. Особо скажу о площади Дусти и парке Рудаки. Это реальная достопримечательность города, лучшее место столицы и уровня столицы страны. Очень красиво, особенно поздним вечером. Реально видно, что вложили душу в архитектуру и озеленение.

IMG_1524
IMG_1513

IMG_1522

IMG_1532
IMG_1530
IMG_1514

Именно здесь находится президентский дворец (Дворец нации). Но самая фишка в том, что второе по значимости здание рядом с ним - это здание Таджикского национального музея, которое по красоте и монументальности, может даже превосходит Дворец нации. Для восточной страны сие вещь удивительная. Дорога к музею идет по аллеям уставленным памятниками всяческим местным историческим знаменитостям и пересекает небольшое, но красивое озеро. Там же, рядом с дворцом и музеем стоит самый высокий флагшток в мире. Его высота 165 метров, размер флага 60х30 м.

IMG_1559
IMG_1544
IMG_1548
IMG_1540
IMG_1536
IMG_1535

IMG_1538

Музей действительно стоит посетить. Богатая разносторонняя экспозиция, красивое здание, все продублировано на русском языке.

IMG_1558
IMG_1552
IMG_1555
IMG_1554
IMG_1553
IMG_1549

Расположились в гостинице «Вахш», что на проспекте Рудаки, в шаговой доступности до площади. Номер стоил 180 сомони. Гостиница, естественно, была с минус одной звездой и, скорее всего не ремонтировалась с момента провозглашения независимости. Но… горячая вода в ней была, постель была чистая, а телевизор выдавал аж четыре местных канала.

IMG_1570

IMG_1567
IMG_1569

Прямо напротив «Вахша», на упирающейся в Рудаки улице академиков Раджаповых, опять же в шаговой доступности имеется еще один музей – Музей Древностей. Именно там, в числе прочих экспонатов находится знаменитая 15-метровая статуя Будды. Увы, в воскресенье музей работал только до обеда, а в понедельник у него был выходной. Таким образом посетить его нам была не судьба.

На пути от «Вахша» к площади Дусти (район Президентского дворца и Национального музея) нами был обнаружен вполне пристойный пивняк с летней площадкой, где мы хорошенько накачались местным пивом. Могу сказать, что атмосфера в кафе очень даже приятственная, пиво нормальное. Один из барменов был славяно-русской внешности, половина посетителей были русские и европейцы. Судя по кожаным затылкам некоторых накачанных русскоязычных европеоидов, наша армия здесь чувствует себя вполне комфортно.

Вечером центр Душанбе особенно красив. Повторяю… Душанбе, без балды красивый город, по крайней мере, в центре. Цветные фонтаны в парке Рудаки, водопад в том же парке и даже речка Душанбинка оставили самые хорошие впечатления. Отрадно было и то, что количество теток в хиджабах на улицах Душанбе незначительно превышает их число на улицах Нерезиновой. Очень много мелюзги, для которой в парке сделана приличная детская площадка. И все это прямо напротив Рахмоновского дворца если чё. В Душанбе есть все, что должно быть в крупном городе. Какой-то откровенной бедности или кондовой азиатчины я не увидел. Разумеется есть хрущобы и убитый жилой сектор, но не более чем в любом российском городе. Народ дружелюбный, менты безобидные. К последним, кстати, несколько раз обращались за помощью, когда не могли сориентироваться на местности - подробно и терпеливо объясняли как проехать.

Впечатления о местной милиции не испортил даже «милитсиянер», проверивший у нас документы вечером у памятника Сомони. Узнав что мы туристы он вызвался сфотографировать нас на фоне памятника вышеуказанному товарищу, а потом жалобно просил дать ему денег.

Некоторые наблюдения за особенностями национальной коррупции. Если в Узбекистане (опыт прошлой поездки) и Казахстане местная власть именно вымогает деньги, угрожая каким-нибудь реальным или не реальным негативом, либо тупо ничего не делает из ей положенного, пока ты не заплатишь, то в Таджикистане (и Киргизии) деньги клянчат. Типа «… ну дай что-нибудь от души». Но при этом сначала тебе все оформят, объяснят что и как, или вернут документы, не ставя никаких условий. Логика, видимо, такая: "Чувак, видишь я не е*ал тебе мозги совсем - будь человеком, дай чё-нибудь. Сам знаешь, что зарплата у нас маленькая".

Как человек ммм... несколько осведомленный о коррупции в России (старшие пацаны рассказывали за портвейном), могу сказать, что российский тип коррупции страшно далек от таджикского, но зато очень напоминает казахский.

В Душанбе мы встретились с представителем местной турфирмы, к которому загодя по интернету обратились с просьбой помочь с пропусками на Памир. Дело в том, что въезд иностранцев в Горно-Бадахшанскую автономную область осуществляется по пропускам, которые выдаются ОВИРом. Оформить его можно и самостоятельно, но как минимум это потеря времени. На момент поездки эти пропуска вообще не выдавались, в связи с очередными волнениями в Хороге, о чем отписало нам большинство турфирм, к которым мы обращались. Но… Если очень хочется и нельзя, то можно. Короче, пропуск на Памир стоил 50 баксов на одного. Вот так он выглядит

20140901_214031

Утром следующего дня, прикупив новую покрышку на авторынке, мы выехали в сторону Куляба.

Продолжение когда-нибудь будет.

  • 1
Однако.
В апреле 2014 ездили из на 2 машинах (дизельный X-Trail и Outlander бензиновый) из Нижегородской области в Узбекистан, весь апрель катались по югу и центру (Карши, Термез, Самарканд и Джизак), въезжали и выезжали через Каракалпакию.
Очередь на въезд с казахской стороны 1,5 суток, на выезд - 2 суток. Декларации никто не смотрел (просто отдали заполненный при въезде второй экземпляр).
Со соляркой (да и бензином) большие проблемы были только в Каракалпакии (со слов местных - вся ушла на посевную), на парах дотянули до Бухары, еле-еле нашли заправку которая работала бы ночью и чудом разменяли рубли на сомы, далее бензин был почти на любой заправке, но старались заправляться на "УзГазОйл" и заливать доп. канистры, с соляркой было напряжнее, но тоже терпимо (заливались под брови в Карши и ехали куда надо).

Edited at 2015-01-15 02:15 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account