?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
makarov_vadim

Отчет о поездке в Среднюю Азию (3)

IMG_1573

Начало здесь http://makarov-vadim.livejournal.com/315207.html
                       http://makarov-vadim.livejournal.com/318790.html

(Лирическое отступление... Последнее время даже чтение ленты ЖЖ почему-то у меня вызывает тоску и стойкое отвращение, не говоря уже о собственноручном лабании какого-то осмысленного текста. Так что, судя по всему, написание отчета затянется надолго).

IMG_1575

Вообще в Хорог из Душанбе можно проехать несколькими путями. Мы рассматривали два варианта: ехать через Рогун (там строят ту самую ГЭС из-за которой Таджикистан поимел серьезные проблемы с Узбекистаном ), либо через Нурек и Куляб. Рогунское направление, по отзывам местных, более живописное, однако сама дорога по качеству – очень «не очень». Дорога через Нурек и Куляб по отзывам была гораздо лучше. Однако ж второй второй маршрут был выбран исключительно из-за желания взглянуть на Нурекскую ГЭС.

Сия ГЭС, поостренная еще в благословенных советских 70-х, имеет вроде бы самую высокую в мире плотину – 300 метров. Для того чтобы ее лицезреть нужно повернуть с главной дороги на Нурек, влево, у милицейского поста и, если я не ошибаюсь, проехать километров 7-10. В самом Нуреке смотреть особо нечего, город как город. Местами стоят такие вот тематические штуковины.

IMG_1618

На пригорке, перед спуском к охраняемой территории у плотины, справа от дороги имеется самостийная смотровая площадка, с которой открывается нормальный такой вид саму на плотину и рукотворный водопад, по которому вода из водохранилища сбрасывается ниже плотины. Грохот воды слышно уже на подъезде.

IMG_1579

IMG_1587

IMG_1581

IMG_1594

IMG_1590

От смотровой площадки спустились к КПП, за которым начинается режимная территория. Она охраняется каким-то специализированным формированием, наподобие наших внутренних войск. Старший поста объяснил нам, что проезд на плотину осуществляется только по специальным пропускам, которые можно получить где-то в Душанбе, но и то не всем, а поэтому нам придется обломаться, так как пустить нас на плотину без пропуска они не могут. Закон... так сказать… порядка требует.

Пришлось вступить эээ… в переговоры, результатом которых явилась материализация виртуального пропуска из внезапно сгустившегося перед КП воздуха.

На плотину мы проехали в сопровождении одного из автоматчиков, примерно на пол-часа. Фотографировать нам любезно разрешили.

Въезд на саму плотину осуществляется через прорубленный тоннель в скале.

IMG_1603

IMG_1612


IMG_1596

IMG_1599
IMG_1607

IMG_1614

IMG_1611
IMG_1608

Закончив с Нуреком, мы вновь выехали на Кулябскую трассу. Кстати сказать, дорога сия очень даже приличного качества, проходит через два тоннеля построенных трудолюбивыми китайскими товарищами. Они (китайские товарищи) даже не заморачивались с переводом своих иероглифов на таджикский язык. Все надписи в тоннеле сделаны по-китайски. Не исключаю, что китаезы всерьез рассматривают возможность того, что когда-нибудь эта землица отойдет в их цепкие лапы.

IMG_1619

Сразу после тоннеля начинаются очень красивые виды на Нурекское водохранилище. Останавливались для фотографирования несусветное количество раз.

IMG_1623

IMG_1639
IMG_1634
IMG_1630
IMG_1628

IMG_1651
IMG_1649
IMG_1640

Постепенно горы переходят в холмы, затем холмы тоже заканчиваются и начинаются те самые 7 процентов не гористой территории Таджикистана. Начинает так люто припекать, так что приходится стравливать давление в колесах. Воздух, выходящий из ниппеля, реально обжигает пальцы.  

IMG_1655

IMG_1659

Проезжаем очередную реконструкцию какого-то исторического памятника.

IMG_1662
IMG_1661

В Кулябе с трудом находим работающую ошхону. В Таджикистане на момент нашего пребывания была Ураза. Все правоверные мусульмане, а также косящие под правоверных мусульман граждане Таджикистана, коих в южных районах гораздо больше, чем в столице и Согдийской области весь световой день укрощаяя свою плоть, не ели и не пили. Соответственно общепит, подстраиваясь под народные массы, тоже не работал. Нас накормили на заднем дворе какой-то кафешки, вдали от посторонних глаз.

После Куляба дорожка постепенно начала подниматься в горку.

IMG_1666

IMG_1669

Одновременно начал кончаться асфальт. Взбираясь все выше и выше, с удивлением обнаружил, что стоявшая всю дорогу как вкопанная стрелка датчика температуры двигателя довольно лихо полезла вправо. После отключения кондея и десятиминутного перекура она вернулась на место и больше за все путешествие подобных маневров не совершала.

Наконец, подъехали к шлагбауму, охраняемому таджикскими погранцами. Предъявили пропуска в ГБАО, паспорта. Переписав данные в какую-то амбарную книгу, военные попросили нас подкинуть своего лейтенанта до следующего поста. Чувак оказался не разговорчивым, однако ж сообщил, что наркоты с сопредельной территории прут очень и очень много, а еще то, что учился он в каком-то (забыл) российском военном ВУЗе.

IMG_1679

IMG_1684

IMG_1699
IMG_1697
IMG_1687

IMG_1706

Через некоторое время, спустившись с очередной горки, мы увидели Пяндж – пограничную речку, за которой начинается Афганистан. Вот, примерно, так выглядит граница с тем самым Афганистаном, где соседствуют полчища злобных талибов, тысячи НАТОвских военов с беспилотниками и винтовками М-16, а также тонны героина, терьяка и самых мощных шишек.

IMG_1708
IMG_1713
IMG_1727

IMG_1730

IMG_1731

IMG_1735
IMG_1734

IMG_1739

Первое время я все ждал, что вдруг откуда ни возьмись появится таджикский пограничный человек с ружьем и громко скажет что-то типа: "Хальт!", "Аусвайс!", "Не положено!", "Туда не ходи, сюда ходи..." и прогонит нас если не от самой речки, то хотя бы от моста. Хреннаны! Никто не пришел и никого не прогнал. Хотелось бы верить в наличие каких-нибудь секретов, средств техконтроля за границей, но ничего этого я не увидел.

Продолжение может быть последует.