makarov_vadim

Отчет о восхождении на Мунку-Сардык

Окончание. Начало здесь http://makarov-vadim.livejournal.com/440400.html

После того, как наша альпинистская шайка вновь погрузилась на машину, мы поехали смотреть местные достопримечательности Тункинской долины. К сожалению, из-за жесткого графика, на это отводилось только полтора дня. За это время мы успели искупаться в горячем источнике, ознакомится с местной кухней, побывать в радиоастрофизической обсерватории и местном курорте Аршан. Так же останавливались у различных буддийских святынь, коих по дороге попадалось достаточное количество. Очень жаль, что времени было так мало. Места здесь исключительно красивые, даже учитывая позднюю здешнюю весну.  Летом же, тут должно быть просто обалденно.

Начали с горячих источников. Сии источники находятся в поселке Жемчуг, где устроено что-то наподобие курорта. В непосредственной близости с бассейнами для купания, построены пара гостиниц и несколько кафешек.

Вода в источнике насыщена метаном, сероводородом и, кажется, радоном и помогает при лечении суставов. Температура 40-50 градусов. Само место для купания представляет собой довольно стремный бассейн с деревянными лестницами, под пластиковым навесом, куда из трубы под хорошим давлением хлещет та самая горячая вода из скважины. Стоит посещение 200 рублей, проход к бассейну идет через мужскую и женскую раздевалки, душ в которых не предусмотрен. За полтинник можно взять напрокат полотенце и тапочки. На момент нашего переодевания в раздевалке, там с невозмутимым лицом мыла пол узкоглазая местная барышня, что как-то живо напомнило домодедовский аэропортовый туалет. Но… особенности местного сервиса, после 4-х дней ночевок в палатке и умывания снегом, не особо волновали. Горячий источник оказался прям-таки в кассу. Заодно и помылись )

После водных процедур зашли в расположенную рядом буузную (кафе), где отведали бухлеор, собственно буузы и хушууры. Бухлеор (или бухлёр) – это очень наваристый говяжий или бараний бульон с кусками довольно хорошо разваренного мяса. Где-то туда добавляют картошку и лук, где-то это просто бульон. И так и так вкусно, а главное сытно. Буузы (они же позы) – бурятский аналог хинкали. Хушуур – что-то типа жаренной буузы или микрочебурек (лепят везде по разному, как я успел заметить). Все понравилось, все слопали с удовольствием. Запили бурятским чаем с молоком и мукой. Позже, в другой бурятской кафешке в Слюдянке довелось отведать гар-лапшу (что-то типа лагмана), а также попробовать некое национальное блюдо из мороженной сырой печени, завернутой в жир. Как называется последнее я, к сожалению, забыл и до конца доесть это явство так и не смог.

Уже затемно поехали искать место для ночевки. Остановились, кажется, за селом Харбяты рядом с рекой и завалились спать. Утром оценили красоту выбранного места.

Вообще места обалденно красивые. Челюсть отваливается от восхищения. Не зря буряты провозгласили весь Тункинский район национальным парком. Сюда бы руки приложить да инвестиции, Швейцария отдыхать будет. Увы, все знают про Кавказ и Красную поляну, а о том, что существует Тункинская долина многие не знают вообще. Что до меня, то Саяны меня порадовали еще одним супротив Кавказа преимуществом… Нету здесь жителей Кавказа. Не… не подумайте… я лично к нашим согражданам с северо-кавказских гор очень хорошо отношусь. Но вот, сцуко, на уровне подсознания как-то чувствовал себя более комфортно в окружении бурятов-буддистов. Не вините меня за это… Я вообще интернационалист. А это ж подсознание, что с него взять.

На следующий день поехали смотреть радиоастрфизическую обсерваторию «Бадары», расположенную в одноименном урочище, недалеко от Аршана. Точнее обсерваторий в этом месте две, вторая обсерватория радиоастрономическая и построена в 2005 году, тогда как первая существует со времен СССР. Если на первую вход свободный, то новая обнесена добротным бетонным забором и туда не пускают. Со слов брата, который являлся своеобразным гидом, выбор места обсерватории был не случаен. Тункинская долина лидирует по количеству ясных дней в регионе.

Все тарелки антенн, что на фото медленно поворачивались, как я понимаю, вслед за солнцем, от чего на поляне стоял звук работы множества часов.

После обсерватории заехали посмотреть потухший вулкан, по дороге в Аршан. Потухших вулканов в Тункинской долине множество, как назывался тот, к которому мы подъехали честно говоря уже не помню, рядом был еще вулкан Черского, но к нему мы не поехали, ибо времени было мало. Вулкан который мы видели местные жители используют одновременно как свалку, так и, видимо, как источник пемзы.

В окрестностях "вулкана" вылезли первоцветы. Ну очень красиво.

Наконец, приехали в Аршан.

Аршан – можно назвать уже настоящим курортом. В поселке два санатория, гостиницы и гостевые дома, кафе, рестораны и увеселительные заведения. Функционирует так называемый монгольский рынок и, естественно, имеются целебные источники. Выше по ущелью имеется довольно живописный водопад, к которому ведет не менее живописная туристическая тропа, а всего водопадов, кажется двенадцать. Ниже будут фото, отмечающие мое перемещение в сторону водопада. Даже с помощью телефона порой получались фотки, ну прям открытки. В реалии же виды просто обалденные.

В окрестностях поселка имеются два буддийских дацана. В одном из них – «Бодхидхарме» мы побывали.

На «монгольском» рынке в основном торгуют шерстяными носками, одеждой и войлочными тапками, варганами, саган-дайлей и прочими лекарственными растениями. Также продают пустые пластиковые бутылки для минеральной воды. Саган-дайлю я нарвал еще в горах, а золотым и маралим корнем закупился. Попробую сварганить настоечку.

Последняя ночевка в Тункинской долине была, практически, напротив буддийской ступы «Множество дверей счастья».

В Слюдянке я распрощался с братом и его друзьями и на автобусе за 170 рублей отправился в Иркутск, где в хостеле «Три матрешки» на Карла Маркса, наконец-то по-человечески помылся и выспался. Хостел был абсолютно пустой. Занимавшие его китайские товарищи съехали, за несколько часов до моего приезда.

Собственно… это все.  Не могу сказать, что первый опыт альпинистского восхождения привел меня в восторг, однако ж, если братец соберется очередной раз на Эльбрус, то я, пожалуй, подпишусь влезть на самую высокую гору России и Европы. А вот на Байкал и Монголию я обязательно еще приеду, но уже на своей машине.

Ну и в заключение немного занудства. Не могу сказать, что дофига где был, но с каждым годом, путешествуя, убеждаюсь, что та 1/6 часть суши, которая до 1991 года называлась СССР, по красоте природы и ее многообразию ничуть не уступала остальному МИРУ с его зарубежной экзотикой. Разменивая СССР на 300 сортов колбасы, наше наивное старшее поколение (те, кто в 91 уже были взрослыми, дети тех, кто отстоял СССР в страшной войне), разменяли этот огромный восхитительный дар предков, на кусок моря, напротив отеля системы все включено в Египте или Турции с кожаными куртками и джинсами или Европу с 300-ми сортами колбасы и иным барахлом. А самое ужасное, что сейчас народилось уже откровенно тупое поколение тех, кто, даже отправляясь в Египет не едет смотреть Пирамиды или Луксор, а идут на дискотеку или базар за сувенирным говном. Сейчас это быдло ноет, что ему бедному поехать некуда, ибо в Египет и Турцию низзя, а в Таиланд и Испанию накладно, после чего еще и про политику хрюкать начинает. А между тем, в собственной стране, плюс соседних странах – бывших союзных республиках море впечатлений на любой вкус, все виды доступного отдыха, от расслабленного до экстремального. Достаточно только выключить тумблер уебанства, отвечающий за свинячье желание жрать и бухать у теплой соленой водички в местах, куда едут все, и придумать поездку самому для себя.

Вот теперь всё.

• 1
красивые места... по хорошему завидно :)

На самом деле та же Хакасия или Тува ничем не хуже, ни Тункинской долины, ни раскрученного Алтая. Таких мест в Сибири дохрена и больше.