Вадим (makarov_vadim) wrote,
Вадим
makarov_vadim

Categories:

О походе к подножию Белухи (начало)



Желание увидеть в живую высочайшую гору Сибири у меня появилось давно, на ее вершину, в свое время, восходил мой двоюродный брательник, и, прошлым летом, вплотную подошло к своей реализации. Однако ж, надорванные связки на правой ноге во время разминочного похода по Ергакам https://makarov-vadim.livejournal.com/605440.html заставили отложить это мероприятие на лето нынешнее.
Еще в декабре прошлого года я забронировал место в группе туристов, ведомых к подножию Белухи туркомпанией «Аккем-тур». Вот программа тура https://akkem-tur.ru/katalog-turov/peshie-tury/po-akkemu-k-beluhe-sakralnyi-altai. Идти предстояло на 11 дней, по маршруту ТБ «Высотник» - перевал Кузуяк – Три березы (ночевка) – водопад Текелю (ночевка) – Аккемское озеро (лагерь). Далее два дня радиалок с базой на озере, а затем, озеро Аккем – перевал Каратюрек – Кедровые стоянки (ночевка) – Кучерлинское озеро (ночевка и одна радиалка) – поляна Изекерю (ночевка) – ТБ «Высотник». Первый и последний день на маршруте заброска/выброска на ГАЗ-66. Стоило это удовольствие тридцатник с копейками, плюс билеты до одной из точек подбора (Горно-Алтайск, Барнаул, Новосиб), плюс много чего еще. Дата и программа тура подбирались исходя из понимания, что времени в обрез, а погода в Горном Алтае зело переменчива и нестабильна. Из этого вытекало, что ехать надо во второй половине июля, когда шансы угадать с погодой наиболее высоки.




Поскольку поход требует хорошей физической формы, предполагалось, что я начну к нему готовиться, приводя себя в эту самую соответствующую форму. С этой целью я собирался с марта начать бегать кроссы и стабильно ходить в спортзал. Но…, символом этого года, как оказалось, стал белый пушистый песец. Вместо кроссов и спортзала я три месяца пролежал на диване на самоизоляции, поправляя здоровье, со скуки, различными вариантами огненной воды. В довершение, я умудрился переболеть какой-то херней, по симптомам зело напоминающим ковидлу-19, в результате чего даже при обычной ускоренной ходьбе меня стала плющить отдышка. Чем ближе приближалась дата похода, тем более скептически я относился к возможности соответствовать по своей физухе заявленной программе.
Но, где-то за три недели до дня «Х», товарищи из «Аккем-Тура» сообщили, что в силу форсмажорных обстоятельств тур не состоится и вернули предоплату (редкий случай порядочного поведения, если че).




Почесав репу, я решил сходить к подножию Белухи самостоятельно, в лайт-варианте, благо снаряга какая-никакая имелась, походный опыт, пусть и небольшой тоже был, а, учитывая тот факт, что я мизантроп, социопат и вообще антропофоб, сей вариант мне был даже психологически более комфортен.
Все что я напишу ниже, надеюсь, будет полезно людям желающим сходить к подножию Белухи самостоятельно, сэкономить свое время и деньги, по возможности не совершить каких-то серьезных ошибок в подготовке и уберечься от различного сопутствующего пешим походам геморроя. Серьезным походным ассам моя писанина вряд-ли будет интересна (ну может разве что постебаться), адресуется она чайникам, таким же, как и я. Излагать постараюсь с точки зрения конкретной пользы информации, без лирики, потому что в сети итак много текстов типа «ах-ах-ах, как там охуенно», но очень мало чего-то практически полезного. Это я и постараюсь восполнить, насколько смогу. Дабы не было очень скучно, эстетического удовольствия и практической пользы для, текст буду перемежать со сделанными на телефон фотками.



Итак…



До Аккемского озера можно дойти двумя путями: вдоль реки Кучерла и перевал Каратюрек (1) и через перевал Кузуяк и вдоль реки Аккем (2). Есть еще т.н. Ороктойская тропа, но это еще дольше. Вариант (2) легче, так как через Кузуяк, к стоянке «Три березы», можно заброситься на ГАЗ-66 и, тем самым сэкономить день пути. От «Трех берез» до Аккема идти примерно два дня, и, значит, Белуху ты увидишь раньше, а кроме того, после нескольких дней радиалок на Аккеме, обратно или через Каратюрек ты потащишь уже существенно меньше жратвы и газа, ибо часть заточишь в эти дни, т.е. рюкзак будет легче.
Опасности при перемещении по пересеченной и горной местности имеют место быть. Лично для меня, главными опасениями, являлись, во-первых, возможность травмироваться (вывихи, переломы, сильные ушибы при падениях на камнях и при переправе через ручьи), во-вторых, риск внезапного приступа подагры, которая меня уже не раз радовала в самое неподходящее время. Еще клещи… А еще шершни/осы/пчелы, на которых у меня дикая аллергия в виде амфилактического шока. Это следовало учитывать при подготовке.



Для вышеописанного мероприятия, я задействовал следующее:

Снаряга.

Рюкзак Татонка-Бизон на 90 литров. Сей мешок с лямками был куплен лет семь назад не от большого ума, ибо весит он с накидкой аж 4.1 кг., то есть, рассчитан он для конченых бизонов, которым плевать на лишние полтора-два килограмма веса. Единственный плюс – чудовищная прочность. В нем можно переносить полцентнера кирпичей. Другого рюкзака такого объема у меня нет, покупать новый, при наличии этого, для меня вещь неприемлемая.

Рюкзачок «велосипедный» на 22 литра, сминающийся, для радиалок.

Одиночная палатка Шелтер-1 от «Сплава». Весит около 1.5 кг., внешний тент из силиконки, внутренний из сетки, на двух дугах с двойным пересечением. На мой взгляд, для лета - очень удачная палаточка, не уступающая сольным буржуинским, однако тамбур Шелтера напрочь не рассчитан на большой рюкзак, что доставило определенные неудобства.

Коврик-гармошка, маде ин «Сплав». Терм-а-Рестовского аналога, ничуть не хуже, но ощутимо дешевле.

Спальник «Каринтия Брента» на -11 С. Спальник тяжеловат, куплен был в спешке для похода вокруг Кайласа, но другого у меня, опять же, нет. Был проверен на Тибете и Ергаках. Нисколько не пожалел о том, что взял именно его.

Палки треккинговые «Трамп». Хороший бюджетный вариант, прошли несколько походов, нареканий нет.

Система MSR Windburner с маленьким котелком, ихней же пьезопозажигалкой (полное не рабочее говно), губкой для мытья и резервной горелкой BRS 3000T. Ложка, складной ножик, металлические миска и кружка. Последние выбиралось с тем учетом, что в случае чего, в них можно отдельно разогреть воды на микрогорелке. Имхо, пластиковые ложки, миски и кружки от лукавого, ибо лопаются, плавятся, и на горелку не поставишь.

Пончо-тент из «Сплава» из силиконки, к нему отдельно брал в Спортмастере комплект оттяжек и колышков. Оттяжки и колышки брались, в том числе, как резерв для палатки, да и лишняя веревка никогда не помешает. К нему же в строймагазине взял шесть маленьких карабинов, что очень себя оправдало.

Ремнабор для барахла и палатки (армированный скотч, клей обувной, иголки с ниткой).

Пауэрбанк на 30000, фотоаппарат-мыльница, зарядка к телефону. Очки солнечные. Очки обычные в этот раз с собой не взял и зря.

Аптечка с набором нужных, лично мне колес, и медикаментов, лейкопластырем, эластичными бинтами и кремом для загара. Учитывая мою нездоровую реакцию на укусы пчел, пришлось взять пару шприцов и дексаметазон с адреналином.

Фонарик налобный со сменой батареек.

Мыльно-рыльные принадлежности с кусочком хозяйственного мыла.

Изначально была мысль разжиться гарминовским навигатором и складной солнечной батареей. От первого, после долгих размышлений, я отказался из-за своей жадности. Даже бэушный навигатор стоит около 15шки, что для 12 дней в год как-то жестковато. В итоге закачал на телефон оффлайновские карты MAPS.ME. Как оказалось, их вполне достаточно для данного маршрута, тропа и все основные стоянки на картах обозначены, позиционирование более-менее приемлемое, если телефон ловил спутник. От приобретения солнечной батареи я отказался, так же из жадности. Как выяснилось – все правильно сделал.

Часы Кассио, за тысячу рублей, с функцией часов, десятилетней работой от одной батарейки и вотеррезистом. Имхо, дорогие часы с кучей наворотов типа GPS, высото- и пульсомера, фазами Луны, Плутона, шагомером, программами тренировок и прочей херней не нужны от слова совсем. И не только в походе.



Одежда.

Мембранные куртка и штаны. Штаны были куплены давно, для сноубордических покатушек, а куртку купил по уценке в «Сплаве». Рассматривал из-за дешевизны мембранную куртку от ВКПО, но… куртка уже была, а ВКПО нужно было покупать. По итогу, считаю, что совершил ошибку. Куртка убилась зачетно, попытки отстирать еще продолжаются.

Сплавовская куртка с полартек-альфой, как утепляющий слой. Куртка сия – лучшая вещь из того, что когда-либо выпускал «Сплав». Легкая, дышащая, сминающаяся в минимальный объем, греющая даже мокрой. Я таскал ее во всех вылазках, штопал, зашивал и буду это делать дальше, ибо больше их, почему-то, не выпускают.

Флиска декатлоновская простая.

Двое синтетических штанов из Декатлона. В одних, Сологнаках, с усиленными коленями и задницей, я намеревался идти по маршруту, вторые Форклаз, на смену, при возвращении в люди или еще на какой случай. В штаны был вдет матерчатый ремень с фастексом, который в случае чего должен был пойти на ремонт рюкзака. Про первые штаны (Сологнаки) скажу, что они – для меня просто открытие.


Всем рекомендую ибо, как оказалось, они суперудобные. Сохнут быстро, колени и задница защищены прочной дерюгой, легкие. Цена – меньше двух рублей.

Гамаши. Лучше прополоскать от грязи их, чем штаны целиком. Многими неоднократно доказано.

Флисовые перчатки и шапка, х/б перчатки. Не надевал ни разу за все время, но брать нужно. Мало ли че.

Футболка синтетическая с коротким рукавом. В ней я доехал из Москвы в Тюнгур и ходил в ней первые три дня, пока было тепло. За это время она извозилась в кедровой смоле, залепилась расплавленным полиэтиленом и поимела кучу затяжек и в итоге была выброшена по окончании похода на турбазе Высотник.

Термобелье теплое спальное и на случай аццкого похолодания, что в горах случается. Пригодилось на две ночи.

Термобелье тонкое, ходовое, верхняя часть которого, заменяет лонгслив и т.п. шмотину.

Трое синтетических быстросохнущих трусов, одни из которых на обратную дорогу.

Две пары треккинговых носков, теплые носки на очень холодную погоду и носки спальные. По итогу обошелся спальными носками и одной парой треккинговых, которые вечером стирал в ручье и они успевали высохнуть к утру.

Панама. Имхо, это оптимальный головной убор для подобных вылазок. Ни кепка, ни бандана не спасают так морду лица и шею от обгорания на горном солнце, как хорошая панама с большими полями. Я брал с собой крем от загара, но, благодаря панаме, ни разу им не воспользовался.

Никакого хлопка. Имхо, в подобные вылазки нужно брать только синтетику, ибо она моментально сохнет, лучше отколачивается от грязи и лучше греет.

Из обуви у меня были только старые чудовищно тяжелые зимние Мендлы, по 950 гр. весом каждый. Покупать, при их наличии, на разовый выход какую-то фельдиперстовую, типа Ловы Зефир, обувь за пятнашку для меня было кощунством. Да, разница, почти в килограмм, существенна, но Мендлы не пропускают воду, уже клеенные, т.е. их давно уже не жалко и, несмотря на тяжесть, вполне оправдали себя при восхождении на Мунку-Сардык, треке вокруг Кайласа и в походе по Ергакам. Второй обувью, в которой сел в самолет, я взял обычные кроссовки, которые одновременно являлись резервной обувью на случай беды с Мендлами, ибо, как уже говорил, они клеились. Так и вышло, привет моей интуиции.



По прилету в Горно-Алтайск мне было необходимо найти и купить резьбовой газ для горелки. По моему (ошибочному) мнению мне нужно было два баллона - 450 и 220 гр., а кроме того зажигалки, спички и рефтамид от клещей.

Хавчик.

Если разобраться со снарягой я мог более-менее самостоятельно, учитывая несколько пеше- и автопоходов, то со жрачкой было более всего сомнений, ибо нужно было максимально сократить вес, но при этом обеспечить себе калории, позволяющие пройти примерно 9-11 дней с набором высоты около 2000 м. около 100 км.
Я исходил из того, что жрать я буду два раза в день, утром и вечером, проводя день в движении и, делая перекусы по дороге. Для утра, на каждый день, я выбрал запариваемые каши (типа «Быстров», но разные) по два пакетика зараз. Взял с запасом. У меня получилось около 24 пакетов, которые я сыпал по два в полиэтиленовые мешки.
На дневной перекус я, в «Глобусе», набрал фруктовых батончиков из расчета три штуки в день, плюс около 300 граммов черного изюма, который очень люблю. Изюм я планировал, также добавлять в каши, в зависимости от вида. Пачка мюслей (скормил бурундукам). На ужин я взял 10 разных пакетных супов «Суперсуп», которые выбрал тестированием из всех других, как наиболее съедобные. Их я тоже освободил от родной упаковки, пересыпав в полиэтилен.
Вместо хлеба я купил пачку чесночных сухарей, чтобы добавлять в суп.
Но главным блюдом на ужин я назначил сублимированное мясо (говяжий фарш и кусочки), которые я закупил в «Сплаве». Всего было куплено 6 пачек фарша и 2 пачки сушеных кусочков, каждая по 50 гр., из расчета, минимум 25-30 гр. на прием пищи. Куски я планировал добавлять в супы, а фарш запаривать с картофельным порошком (взял 0.5 литра в пластиковой бутылке) и красной чечевицей (тоже в 0.5 бутылке).
Помимо этого, были куплены пакетики кофе 3 в 1 от Якобс, на утро, и пакетный зеленый чай, на вечер, из расчета одно кофе и два пакетика чая в день. Сахар не брал, но купил два пластиковых 280 гр. тюбика сгущенки в Горно-Алтайске.

Вся эта жратва предполагала минимальный расход газа, максимум на варку не более 10-15 минут и весила под 6 кг. Как оказалось, это было очень дохрена. Чечевицу и большую часть каш я оставил голодающим на Аккеме, остатки картошечного порошка, мяса и один суп доел уже дома, по возвращении. Это при том, что мясо я сыпал во все блюда, прям от души.

О логистике.

По плану, я, долетев до Горно-Алтайска, должен был за день найти газ для горелки, репелент от клещей, часть продуктов и мелочей, переночевать на съемной хате и утром следующего дня сесть на автобус Горно-Алтайск-Тунгур.



Были куплены билеты Москва-Горно-Алтайск-Москва а/к «Победа», которые с багажом мне обошлись в 13300 рэ.
Автобус до Тюнгура – 1300 рэ + доплата за багаж. По итогу 1600 рэ.
Обратно я решил попробовать долететь самолетом. Не так давно из Усть-Коксы, что в 60 км. от Тюнгура, авиакомпаия СиЛА запустила рейс до Горно-Алтайска на самолетах Л-410. Перелет стоил около 1750 рэ, плюс багаж.



Проблема была лишь в том, что такси из Тюнгура (60 км.), по заявлениям менеджеров ТБ «Высотник» стоило дороже, чем самолет. На всякий случай, я выписал несколько телефонов Усть-Коксинских таксистов.

В Тюнгуре я планировал переночевать в кемпинге турбазы "Высотник". Что касается, собственно, маршрута, то в идеале, я рассчитывал влезть с какой-нибудь группой в шишигу до «Трех берез» (1400 рэ), чтобы не тащиться в первый день 18 км. и не собирать по пути клещей. Учитывая свое дохлое состояние, я заготовил план максимум и план минимум. Во втором случае, если я пойму, что правильно оценил свои силы и на Каратюрек, а это километр подъема в день с рюкзаком, не влезу, я решил уделить больше времени на радиалки и, доев продукты, спуститься по Аккему вниз, так же как и пришел. Время, конечно, рассчитывалось на вариант максимум, что в последствии, привело к лишним тратам.

Что касается съема хаты, то на «Авито» было полно предложений о сдаче однушек посуточно в центре Горно-Алтайска. Оставалось только выбрать квартиру поближе к автовокзалу.

Вот такая была диспозиция, к моменту моего вылета в Горно-Алтайск.

Картинки для удержания внимания.




Продолжение https://makarov-vadim.livejournal.com/688211.html

Tags: Аккем, Алтай, Белуха, Горный Алтай, Тюнгур, Усть-Кокса, поход к подножию Белухи, поход по Алтаю, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments